>
>
«... у них есть печеньки» ©

«... у них есть печеньки» ©

23.09.2011
143

«Во всём есть плюсы.»
«Думайте о плюсах.»

 

 

И.А.Бродский «Горбунов и Горчаков»

 

Народ наивен, но мудр. И не дремлет. Активное обсуждение некоторыми секретными товарищами предыдущего текста (о клиповом сознании) с несомненностью выявило два факта: первый — вера в то, что в образовании разбирается любой, жива в народе! И второе: клиповое сознание таки продолжает свой победный ход по российской земле. Порукой тому — писанина этих замечательных старальцев.

Собственно, народный энтузиазм в обсуждении весьма тонкой и нетривиальной проблемы современного образования подвиг меня на продолжение этой темы. Речь идёт об ЕГЭ. С ЕГЭ всё ещё лучше, чем с такой изысканностью, как клиповое сознание: уж в нём-то точно разбираются все! Или хотя бы переживали по его поводу. Или близко знают тех, которые переживают. Или видели по телевизору...

Будем считать, что все читающие эти строки точно представляют себе, что такое этот самый ЕГЭ. О нём уже сказано много всякого. И не пинал его только ленивый (как я), либо ещё более ленивый. Претензий к нынешнему состоянию дел с ЕГЭ — содержательных претензий — можно высказать достаточно много. Если честно, с моей точки зрения, главной является следующая: ЕГЭ претендовал на то, чтобы стать инструментом измерения знаний, полностью свободным от коррупции. При этом под коррупцией здесь следует понимать даже не деньги, а эдакую помощь сдающим со стороны самых разных доброжелателей. И, честно говоря, сильнее всего огорчает наличие бескорыстия в такой помощи. Очевидно, что встречаются и случаи корыстного оказания услуг — они особого интереса не представляют. Авторы этого новшества говорили, что ЕГЭ навсегда избавит школьников от неравнодушия (положительного или отрицательного — неважно) учителей во время экзаменов.

Не получилось. Увы. Более того, появились новые проблемы, порождённые техническим прогрессом: подсказки через сотовые телефоны и т.п. Но бог с ними, с проблемами и недостатками! А давайте зададимся вопросом: а что положительного есть в ЕГЭ в современной его инкарнации? Ответ на этот вопрос получил я, как ни странно, на Байкале.

Занёс меня случай на некую конференцию, организованную профессором Российской экономической школы Лёшей Савватеевым. Он приезжал (и, надеюсь, ещё приедет) в Красноярскую летнюю школу. Важным достоинством этой конференции была её принципиальная междисциплинарность. Народу там было не очень много, но в основном — вполне себе специалисты, каждый в своей области. Как я туда попал — не знаю; зачем-то позвали, надеюсь, я не очень сильно им подпортил карму.

Да, так вот. Там был хороший мой знакомый и близкий друг — Михаил Абрамович Ройтберг; людям из летней школы не надо объяснять, кто это такой. Ещё он знаменит тем, что организовал и проводит «родственницу» КЛШ — Зимнюю пущинскую школу. Неким весьма нетривиальным стечением обстоятельств он оказался нынче главным по ЕГЭ по информатике, по всей стране. Поскольку мы с ним делили на конференции один номер, постольку он довольно подробно объяснил мне (и другим участникам конференции) положительные стороны ЕГЭ.

Так вот, главную заслугу нынешнего ЕГЭ он видит в том, что, как ни пафосно это звучит, ЕГЭ является одним из механизмов объединения страны. Вот так! Роль ЕГЭ в таком благородном деле — стандартизация и обеспечение хоть какого-то единства образовательного пространства во всех его ипостасях: по содержанию, по методикам, по технологиям обучения и так далее. Такое представление о роли и месте ЕГЭ в жизни страны лично мне не приходило в голову; но по здравом размышлении я понял, что это во многом действительно так. И, стало быть, будет правильно, если мы повернёмся лицом к ЕГЭ и заставим его всем миром (хотя бы группой заинтересованных товарищей) дойти до того состояния, при котором он ещё и свою основную функцию будет исполнять безупречно.

Вот какая полезная оказалась межпредметная конференция на Байкале! А особую пикантность этой межпредметности доставило то, что в местах общего пользования того пансионата, где мы жили («Ковчег», не сочтите за рекламу) была туалетная бумага. Само по себе, по нынешним временам, это не есть предмет удивления. Удивительным было её название: «Шалунья»...

Михаил Садовский